История каратэ
С давних времен Окинава является универсальным полигоном, для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека. Таким искусством стало ОКИНАВА ТЭ. В морских просторах, на середине пути между китайским островом Тайвань и Японским островом Кюсю, в 800 километрах от материка раскинулась гирлянда небольших островов - архипелаг Рюкю (Нансей), площадь его всего 2,5 тыс. кв. км и почти половина приходится на самый большой остров - Окинаву.
Слово Окинава буквально означает - «веревка на горизонте», и этот суровый остров действительно своим видом напоминает завязанную в узел веревку, брошенную в море. Об Окинаве известно было сравнительно мало вплоть до 1945 г., когда остров стал местом тяжелых боев между Японией и США в конце второй мировой войны. Если представить Японию, Корею, Тайвань, Филиппины в виде раскрытого веера, то Окинава придется как раз на его середину, поэтому до последнего времени, даже когда военные времена ушли в прошлое, остров Окинава остался крупнейшей американской военной базой в Юго-Восточной Азии, и основная причина этого состоит в том, что Окинава занимает очень важное стратегическое положение. Сейчас чтобы покрыть расстояние от материка (Китая) до Окинавы нужно всего лишь несколько часов, а раньше пользуясь ветром и течением, доплывали за 3-5 суток. Все это делает понятным роль положения острова Окинава.
Население архипелага, этнически тяготеющее к японцам, до сих пор сохраняет свою этнографическую специфику. Окинавцы - не японцы и не китайцы, однако подлинная история происхождения коренных жителей этих островов остается неизвестной. Тот факт, что Окинава находится недалеко от Китая, имеет важнейшее значение при рассмотрении вопроса об истоках развития Окинаватэ. Благодаря этому обстоятельству послы, купцы, монахи путешествовали в континентальный Китай. В результате такого обмена окинавцы могли познакомиться с различными аспектам китайской культуры, в т.ч. с китайскими боевыми искусствами того времени.
Средние века
Из древнейших литературных источников,в частности Дадао бицзи (Записки большого острова), известно, что развитие отношений между Китаем и Окинавой было налажено уже в 6 веке н.э.(период имперской династии Сун), а своего пика достигло в середине 15 века во времена правления Окинавской династии Се. Развитие боевых искусств на Окинаве того времени шло в 2-х направлениях: цюань фа (китайские системы боя) и то дэ (окинавские боевые искусства).
Оккупация японией
Однако 1609 г. приносит конец отношениям между Окинавой и Китаем, от которых Окинава получала экономическую и культурную пользу. Глава южно-японского клана Сацума, Шимадзу Иехтса с разрешения японского императора, с 3-мя тысячами самураев, вооруженных пушками, на ста кораблях осуществил захват Окинавы. Это был конец Окинавской независимости и начало сложного покорения архипелага Рюкю. В 1610 году Шимадзу издает множество запретов и указов. Население Окинавы облагается жесточайшими налогами и подвергается дискриминации. Однако, один из запретов, неожиданным образом для захватчиков, оказал мощный стимул для развития окинава тэ. Речь шла о запрете не только на ношение и хранение, но и на владение каким-либо оружием, а также на занятия боевыми искусствами вообще, под угрозой смертной казни. В ответ на это, все тайные общества цюань фа и то дэ в 1629 г. объединились в единый союз против японских оккупантов. Следствием этого является создание нового смертоносного искусства, которое возникло как комбинация всех существующих концепций, названное просто ТЭ, а позднее ОКИНАВА ТЭ. В постоянных схватках с самураями вооруженными не только холодным, но и огнестрельным оружием (португальскими мушкетами) оттачивали бойцы Окинаватэ свое искусство, в обстановке полнейшей секретности проводилось обучение и подготовка. Официальные японские законы той эпохи гласили: «Если лицо низшего сословия, такое как горожанин или крестьянин, будет виновно в оскорблении самурая речью или грубым поведением, его следует тут же зарубить» Было введено понятие - «та меси гири» (проба меча) дающее право опробовать меч на голове любого простолюдина. В ответ на это, в столкновениях с самураями Окинаватэ приобретает ужасающую славу, провозглашая кардинальный принцип - «иккэн охиссацу» (убить одним ударом). Мастера Окинаватэ тайно посещают Китай и задерживаются там годами, изучая наиболее эффективные стили и побеждая самых известных мастеров. Постоянное реальное усовершенствование системы, секретность и нелегальность становятся сопровождающими признаками Окинаватэ вплоть до начала ХХ века, хотя официальная оккупация клана Сацума заканчивается в 1875 г., когда Окинава признается составной частью Японии, а ее население приобретает все гражданские права и свободы.
19 - 20 век
В годы Мейдзи (1867-1912) Японским правительством был издан указ о мобилизации, в т.ч. и на Окинаве. В школах проводились медицинские осмотры, и врачи были поражены увидев, что занимающиеся Окинава тэ юноши резко отличаются от других учеников прекрасной физической подготовкой.В связи с этим в 1901 г. на Окинаве в педагогическом училище и в одной из школ г. Сюри были введены уроки Окинава тэ. Таким образом, благодаря истории своего развития Окинава стала универсальным полигоном для создания максимально эффективного искусства боя невооруженного человека.
Окинава
В истории развития староокинавского каратэ выделяется пять основных периодов:
До 1372 года искусство Окинава тэ и Кобудо развивается как классический вид окинавского единоборства. Торговые отношения между Окинавой и Китаем существовали в течение нескольких столетий. В 1372 году происходит событие оказавшее огромнейшее влияние не только на развитие Окинава тэ, но и на всю историю Окинавы. Император Окинавы Сатто добровольно соглашается стать вассалом Китая. По китайским законам того времени товары произведенные в странах, являющихся протекторатом Китая, не облагались пошлинами. Китай также был обязан в случае войны защищать страны, находящиеся под его покровительством. Делегация Окинавы подписала в Пекине договор с императором Ханг Ву Тай (династия Мин).
В 1393 году происходит «санье року сэй» - «тридцать шесть семей». Большая группа китайцев основывает на Окинаве Куми мурэ - поселение недалеко от города Наха. Выражение «тридцать шесть семей» не означает количество переселенцев, в средневековом Китае этот иероглиф обозначал большую группу людей. Переселенцы приехали не как завоеватели. Среди них были художники, ремесленники, мореплаватели. Они обучали окинавцев китайской письменности, образованию, искусству. Среди них была большая группа людей, владевших цюань фа (китайские системы боя) . Молодежь с удовольствием начинает изучать новый вид боевого искусства. Именно в те годы начинается соединение цюань фа и то дэ (окинавские боевые искусства), в результате которого возникло староокинавское каратэ - боевое искуство, равного которому нет. Протекторат Китая над Окинавой продолжался более 200 лет. Китайская императорская династия не вмешивалась во внутренние дела Окинавы. Сотрудничество с Китаем принесло на Окинаву передовые на тот момент системы образования, экономики, возможность активной торговли. Окинавские императоры посылали своих дипломатов, правительственных чиновников учиться в Китай.
К 1600 году династия Мин повержена. Китай захвачен монгольскими завоевателями. Этим решил воспользоваться глава южно-японского клана Сацума, Шимадзу Иехтса. С разрешения японского императора, с 3-мя тысячами самураев вооруженных пушками, на ста кораблях осуществил захват Окинавы. Император Окинавы Се Ней был низложен. Небольшая группа верных императору людей открыто выступила против Сацума. Их схватили и приговорли к смерти. На кострах установили несколько огромных котлов с кипящей водой и бросили их туда живыми. Окинавцы, наблюдавшие за казнью, создали символ - три закручиваюшихся капли в середине круга который напоминал им воронку, образовывающуюся в котле с кипятком в тот момент когда туда бросали человека. «Хидари гомон» стал символом борьбы жителей Окинавы против японских самураев, а впоследствии символом Окинава тэ. Это был конец Окинавской независимости и начало сложного покорения архипелага Рюкю.
В 1875 году заканчивается официальная оккупация клана Сацума. Окинава признается составной частью Японии, а ее население приобретает все гражданские права и свободы. Примерно в это же время искусство Окинава тэ приобретает современные очертания.
В 1936 году в городе Наха проходит конференция, на которой представители различных стилей и школ староокинавского каратэ решают создать федерацию Окинава тэ. Причем решено не создавать единый стиль Окинава тэ, а сохранять все существующие стили и школы классического староокинавского каратэ.
С этого момента начинается современная история Окинава тэ - воинского искусства, имеющего тысячелетнюю историю и вобравшего в себя все самое лучшее из двух величайших направлений боевых искусств.
История Каратэ-до стилей Годзю-рю и Сётокан неразрывно связана с историей великих мастеров:
Канре Хигаонна
Фунокоси Гитин
Тёдзюн Мияги
Аничи Мияги
Морио Хигаонна